Деньги в прокладке. Нет, не предмет гигиены имеется в виду, а своеобразная категория фирм

Оценить
Деньги в прокладке. Нет, не предмет гигиены имеется в виду, а своеобразная категория фирм
Фото pixabay.com
Такие фирмы получают государственные или муниципальные заказы, а потом распределяют их по многочисленным субподрядчикам. При этом оставляя себе определенный процент средств.

В итоге бюджет переплачивает этот самый процент – это первое, второе – размывается ответственность в случае невыполнения или некачественного выполнения работ. В Саратове среди фирм-прокладок долгое время лидировало  АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Управление строительства № 3 Федеральной службы исполнения наказаний» (АО «ПУИС «УС-3» ФСИН России»).

Сразу скажем, что за этим громоздким названием не было практически ничего. К Федеральной службе исполнения наказания к моменту описываемых нами событий акционерное общество не имело никакого отношения, кроме аббревиатуры в своем названии. Общество было учреждено УФСИН Бурятии, но в 2021 году перешло под крыло башкирского отделения Росимущества. В его штате числилось одиннадцать человек. Казалось бы, саратовские чиновники при поиске подрядчиков могли бы заглянуть в интернет и выяснить эти подробности, но странная близорукость посетила их. И потому многочисленные заказы доставались АО «ПУИС «УС-3» ФСИН России» без конкурса, а оно в свою очередь также без аукционов распределяло заказы среди субподрядчиков, оставляя себе 10 процентов денежных средств. Муниципальные и региональные чиновники, ссылаясь на наличие аббревиатуры «ФСИН» в названии фирмы-прокладки, заключали с ней контракты без торгов, ограничивая тем самым конкуренцию.

Ранее областное УФАС выяснило, что администрация Саратова, а также её структуры и подведомственные учреждения, заключали без аукционов договоры с фирмой  из Уфы на масштабные строительные работы и благоустройство по максимальной цене. При этом организация, получившая многочисленные госконтракты, не могла их выполнить. В Контрольно-счетной палате Саратова привели подробности нарушений, которые допустили чиновники департамента Гагаринского района в «сотрудничестве» с фирмой-прокладкой.

В Саратове экс-председателю областного комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве Роману Карякину и директору ГКУ «Управление капитального строительства» Владимиру Шевцову инкриминируется превышение полномочий. По версии следствия, УКС заключило без конкурсов 20 государственных контрактов с подрядчиком, который впоследствии был реорганизован. По данным СМИ, этим подрядчиком выступало АО «ПУИС «УС-3» ФСИН России».

В марте арбитражный суд Саратовской области принял к разбирательству иск, поданный заместителем прокурора региона к скандально известной уфимской фирме-прокладке АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России». Как следует из материалов дела, прокуратура обратилась в суд в интересах минздрава области. Вторым ответчиком выступает учрежденное облправительством ГКУ «Управление капитального строительства».

Надзорное ведомство требует признать недействительным контракт между УКС и ПУИС от июля 2022 года на реконструкцию здания поликлиники ГУЗ СО «Красноармейская районная больница», а также взыскать с ответчиков убытки в сумме 43,2 миллиона рублей.

В  том же  Красноармейском районе сорвано строительство женской консультации. Об этом заявил министр здравоохранения региона Олег Костин на расширенном совещании в думе по вопросу модернизации первичного звена здравоохранения.

По словам Костина, первая часть средств на стройку осталась у фирмы, которая её забросила. Вторая ушла в резервный фонд РФ. Скандал со срывом медицинских объектов в Красноармейском районе обсуждали в региональном парламенте. В нем оказалась замешана фирма-прокладка ФСИН. 

В Гагаринском районе  аудиторы контрольно-счетной палаты назвали заключение департаментом без конкурса контракта с печально известной фирмой-прокладкой АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» на благоустройство Сквера Памяти в поселке Соколовый грубым нарушением. Чиновники без торгов выделили башкирской фирме 4,4 миллиона рублей, та сразу привлекла субподрядчика - ООО  «РСК», оставив себе традиционные 10 процентов.

Аудиторы уточнили, что в августе муниципалитет допустил нецелевое расходование средств, неправомерно произведя приемку «фактически невыполненных работ» «ПУИС» на 3,2 миллиона рублей, из которых 2,9 миллиона рублей должны были пойти на установку 11 бюстов героев из натурального мрамора.

«В ходе контрольного мероприятия в 2023 году департаментом в Сквере Памяти поселка Соколовый были установлены бюсты героев из иного (композитного) материала. При этом сами бюсты и постаменты имели деформацию материала (отслоение, потеки, сколы и т. д.), — подчеркивается в докладе. —  На постаментах с установленными на них бюстами отсутствовали информационные надписи (таблички) о личности героев». «Безликая аллея безымянных бюстов» - такой вывод сделали аудиторы КСП.  Отдельно в контрольно счетной палате подчеркнули, что департаментбез проведения конкурсов подписал четыре контракта с фирмой-прокладкой ФСИН на общую сумму около 16,5 миллиона рублей. 

Похоже, что ПУИС кормилась во многих районах области. Так, выиграв конкурс на капитальный ремонт стадиона «Колос» в Базарном Карабулаке на 49 999 000 рублей, ПУИС заключило контракт на эти же работы с подрядчиком (наименование которого в системе закупок не раскрывается) на сумму 46 499 070 рублей. То есть  3,5 миллиона ПУИС оставила себе, хотя чиновники могли бы сэкономить эту сумму для бюджета.

У нас нет фактов, что чиновники были материально заинтересованы в заключении контрактов с ПУИС. Но чем тогда можно объяснить странную любовь к фирме-прокладке? Нежеланием проводить конкурсы? Но ведь конкурсы, как правило, приводят к снижению цены и, следовательно, к экономии бюджетных средств. Или экономия государственных средств не входит в компетенцию чиновников?

Более того, ряд контрактов с ПУИС был заключен в тот период, когда фирма находилась в стадии ликвидации. Собственником АО «ПУИС «УС-3» ФСИН России» является территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан,которое в январе 2023 года приняло решение о ликвидации фирмы. Но и эта деталь ускользнула от внимания саратовских чиновников, которые продолжали сотрудничать с фирмой, находившейся на грани закрытия.

Решение о закрытии ПУИС было принято в 2022 году. Но только в марте 2024 года  АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» подало в башкирский арбитраж заявление о собственном банкротстве. Видимо, припекло и пришло время прятать концы в воду. Тем более что прокуратура Саратовской области подала к фирме и к региональному ГКУ «Управление капитального строительства» судебный иск на 43,2 миллиона рублей из-за провала реконструкции  поликлиники в Красноармейске.

Был проведен бухгалтерский анализ деятельности фирмы. К началу этого года к ПУИС было подано более тридцати исков. Сумма возможных выплат по искам только по состоянию на конец 2023 года доходила до 152,5 миллиона рублей. При этом по многим делам еще ведутся экспертизы.

Согласно отчетности, денег на счетах и в кассе «ПУИС» практически нет, стоимость материальных активов составляет лишь 580 тысяч рублей.

Независимое аудиторское заключение по фирме подготовило ООО «Аудит-Урал-Центр», но его результатов в доступных источниках нет. При этом, согласно информации из финансовых баз данных, еще в 2019 году чистая прибыль «ПУИС» составляла 154,3 миллиона рублей, но затем начала быстро падать, а в 2023 году АО показало чистый убыток в 101,5 миллиона.

Еще один след бурной деятельности ПУИС в Саратове – уголовное дело, возбужденное против бывшего председателя комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве правительства Саратовской области Романа Карякина  и директора государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» Владимира Шевцова. Им вменяется превышение должностных полномочий. По версии следствия, в 2021–2022 годах Карякин, «желая ускорить процесс заключения государственных контрактов во избежание несвоевременного выполнения государственных программ», приказал Шевцову заключить без конкурсов 20 государственных контрактов с подрядчиком, который впоследствии был реорганизован.

Оскандалившаяся фирма-прокладка, надо понимать, исчезнет с саратовского горизонта. Но есть ли гарантия, что на смену ей не придет новая с такой же грозной аббревиатурой в своем названии? Особенно, если учитывать склонность наших чиновников к поиску окольных путей.